Учимся управлять эмоциями

на примере из цикла книг "Экспансия" Джеймса Кори
Один из навыков, которые получают мои клиенты – управление эмоциями. То есть они обучаются техникам, которые позволяют усиливать, ослаблять или переводить одну эмоцию в другую по собственному желанию. Это не так сложно делать и можно освоить любому из вас.
Для начала рассмотрим одну из теорий рождения эмоций. Согласно последним исследованиям обработка входящей информации перерабатывается на подсознательном уровне и после уже вызывает эмоциональную реакцию. То есть вы не просто принимаете некий сигнал от мира и выдаете на него реакцию в виде эмоций, а являетесь активным создателем своих эмоций.

Посмотрим как обычно происходит восприятие событий. Основываясь на входных сигналах и прошлом опыте, мозг дает интерпретацию нового факта. Если у вас нет категорий или понятий, в которые бы укладывался сигнал, он будет для вас шумом или будет неверно распознан. Отсюда происходят ошибки восприятия, когда мы видим объект в непривычном окружении. Например, при первом взгляде на рисунок, где изображена лампочка в корзине с фруктами, может показаться, что среди фруктов лежит груша.

Опираясь на понятия о мире, мозг приписывает значение ощущениям, прогнозирует возможные ответные действия, и это уже дает старт для эмоциональной реакции.
Упрощенный вариант
рождения эмоции:
Факт
Объективная реальность
Интерпретация
Наше объяснение события, его причин и последствий (быстрая подсознательная категоризация)
Эмоция
Эмоциональная реакция уже на нашу интерпретацию, а не на объективный факт
На что из этого мы можем легче всего повлиять?
Конечно, на интерпретацию, то есть на наше объяснение объективного факта. Чем больше возможных причин и вариантов развития событий мы сможем придумать, тем легче получится влиять на эмоциональное проживание ситуации. Так как мы смотрим на мир сквозь персональные очки восприятия и конструируем реальность в которой живем, мы можем выбрать какое объяснение событий нам будет выгоднее, и с какой интерпретацией наше поведение будет наиболее адаптивным.

Рассмотрим как это происходит на примере. Один отрывок книги Джеймса Кори показался мне образцово-показательным. Приведу цитату (никаких спойлеров!) и сделаю психологический разбор техник.
Для того, чтобы выбраться из очередной передряги, главным героям необходим план. Что нужно сделать придумывает Бобби, член команды капитана Холдена. Однако, чтобы вынести план на обсуждение у нее не хватает «веса» в незнакомой компании...

“За спинами у них лязгнуло: то ли открыли люк, то ли уронили какой-то инструмент. Холден не обернулся. Неловкость, которую он испытывал до того, сменилась другой неловкостью, но меньше не стала.

– Мне это не нравится, – сказал он. – Даже думать не хочу, что тебя будут уважать меньше меня. Это полная чушь. Я скажу Сабе, что…

– Помнишь последний раз, когда мы пели караоке с Жизель? Как раз перед тем, как они с Алексом разбежались.

– А как же, – кивнул Холден.

– Певца помнишь? В смысле – оригинального исполнителя. Кто исполнял эту песню?

– М-м, – протянул Холден. – Группа называлась «Куртагам». Певец… какой-то Питер? У него еще один глаз стальной.

– Пётр Вукчевич, – напомнила Бобби и кивнула. – Ну а бас-гитарист?
Холден рассмеялся было, но сразу посерьезнел.

– Ну? – спросила Бобби.

– Да, о’кей. Дошло. Хотя мне не нравится. Я значу не больше любого другого. Разыгрывать, будто все важное идет через меня или оно не в счет… Не знаю. Буду чувствовать себя подонком.

Бобби опустила ладонь ему на плечо. Она смотрела спокойно, а губы в улыбке растянулись в прямую линию.

– Если это сработает, я буду считать, что это я использовала тебя как орудие для достижения своих целей. Так я буду меньше злиться."
— цикл книг "Экспансия", Джеймс Кори
Разбираемся, что здесь произошло. Два момента:
— Первый, очевидный, про интерпретацию фактов
Бобби говорит, что будет считать Холдена своим орудием для достижения целей и, следовательно, меньше злиться. Не важно, что другие не будут знать кто автор идеи и их похвала достанется другому. Для нее это не провал, потому что она знает: это она придумала план и это она подобрала правильного человека для его озвучивания. Бобби сама помещает себя в центр своей истории.
— Второй момент, посложнее, про называние и разделение эмоций с другими людьми
Для того, чтобы эмоции не зашкаливали их необходимо проговаривать. Посмотрите, что происходит с Холденом, пока он держит смущение и негодование в себе. Ему приходится отыгрывать эмоции. Он пытается спорить, опровергать позицию Бобби, хотя уже признает ее правоту. Последний довод Бобби приводит его к эмоциональной разрядке: сначала в смехе, а затем в признании того, что он «будет чувствовать себя подонком». До того, чтобы называть эмоцию дело не доходит, но мы понимаем, что это смущение (или стыд, если говорить про базовые эмоции). Бобби же называет свою эмоцию – злость – при чем, называет ее тому, кто является частью ситуации. Я уверена, что не проговори она это с Холденом, заряд злости был бы гораздо сильнее. Так что Бобби - молодец, использует сразу два способа совладания со своим эмоциональным состоянием.
Подумайте как вы обращаетесь с причиной своих эмоций. Уделяете ли внимание переосмыслению первой автоматической реакции? Разделяете ли свое эмоциональное состояние с другими людьми? Не пытаетесь ли вы оставить эмоции в себе и реагировать только из рациональных соображений, когда все внутри кипит?
Клинический психолог